20 октября, воскресенье – Молдова, президентские выборы и референдум по евроинтеграции.
26 октября, суббота – Грузия, парламентские выборы и вероятная легитимизация легания под Россию.
5 ноября, вторник – США, выборы президента и определение, останутся ли США флагманом НАТО и гарантом европейской безопасности, устранятся ли, а также останется ли во взаимоотношениях с Украиной принцип пошаговой эскалации «чтобы не допустить ничьего поражения или победы», все ли войдет в зону жесткой турбулентности.
Сейчас о ближайшем событии – выборы в Молдове.
Важный момент: сейчас происходит противостояние не жестко пронатовских и проевропейских (и проукраинских) сил с однозначно и явно пророссийскими. Просто потому, что пророссийские настроения не пользуются популярностью в Молдове.
На самом деле, гражданам Молдовы предлагают выбор между однозначной и жесткой политикой и мягкой сдержанной «многовекторностью». Между выбором стороны НАТО и Украины – и номинальным «нейтралитетом» типа Фицо или Иванишвили. В смысле, «не слить кремлевского диктатора и своевременно делать реверансы в его сторону – не за бесплатно, ясно».
В смысле, что-то вроде позиции «Грузинской мечты»: дружить со всеми, дистанцироваться от конфликтов, искать выгодное сотрудничество и с Россией, и с Европой… Мы уже видим, чем такая кажущаяся «толерантность во все стороны и нежелание отказываться ни от одного источники выгоды» обернулись для Грузии. Пока существует Россия, именно такой мягкий маневр с подкупом выгодой, деньгами и миром наиболее угрожает суверенитету очередного объекта интереса Кремля.
А у Молдовы есть проблема оккупированного Приднестровья. И Кремль уже создал ей (и денег не пожалел на это) достаточно ощутимую проблему Гагаузии. То есть, с определенной точки зрения, Путину даже есть чем шантажировать Молдову, стоит только дать шанс: дернется – и он организует вспышку и ГагНР и полноценное противостояние с ПМР.
Президент Санду смогла принять радикальное решение и просто не допустить до выборов упорных пророссийских радикалов. Которые могли создать проблемы, даже имея мизерную поддержку. Вероятно, их не подпустят и к парламентским выборам следующим летом. Что тоже будет рациональным шагом с точки зрения национальной безопасности Молдовы.
Вместо этого соперничает с Санду именно этот умеренный лагерь социалистов экспрезидента Додона (ПСРМ). Декларируют возможность «просто выгодно сотрудничать с Россией» и при этом не попасть под ее политический, экономический, информационный диктат.
Радикальный пророссийский фланг представлен бывшим генпрокурором Александром Стояногло (рейтинг 10,1%), кандидатом от «Нашей партии». Из источников в украинских спецслужбах стало известно, что ФСБ сделала ставку именно на Стояногло. В частности, пророссийский кандидат от «Нашей партии» Ренато Усатый (бизнесмен, эксмер одного из городов, двойное гражданство с РФ, рейтинг 7,5%) получил указания от 5 службы ФСБ РФ (служба оперативной информации и международных связей, занимается связями с зарубежными партнерами) и администрации президента РФ немедленно сняться с выборов и объявить о поддержке Александра Стояногло. Или может «не дожить до выборов». Хотя и пророссийский Усатый не забывает демонстрировать умеренность в определенных вопросах и декларировать ценности «тесных связей как с Западом, так и с РФ» – то есть, по сути, тоже есть «Иванишвили на минималках».
Хотя там да еще бондиана: в Стояногло (и его семьи) обнаружили румынское (а значит, европейское) гражданство с 2018 года. И сам он утверждает, что полностью поддерживает европейскую интеграцию Молдовы.